pavlovaОАО «Трансмаш» города Энгельса  имеет славную историю. Начиная со времени основания, с 1893 года, и до нынешних лет  завод славится своими традициями – здесь проведены  первые  субботники и маёвки, появились первые рационализаторы и изобретатели… Традиции создаются новые и  во всём  этом заслуга, прежде всего, заводчан, отдающих без остатка своему предприятию мастерство, знания и силы.

 И, конечно же, наравне с мужчинами трудятся женщины, которых на заводе немало. Без их труда и умения быть ответственными и умелыми невозможен  труд мужчин самых тяжёлых профессий на машиностроительном заводе. Вот как собрать  конструкцию в несколько  десятков тонн? Да ни одна бригада слесарей по сборке или электрогазосварщиков не способны даже сдвинуть с места такую махину. Здесь-то и незаменимы машинисты кранов.

Всё сказанное относится к человеку, который более сорока лет трудится на ОАО «Трансмаш»,  на одном из главных производств – в сборочном цехе, где идёт сборка продукции для железных дорог России, стран СНГ и Зарубежья: снегоуборочных машин, хоппер-дозаторов, платформ разной модификации.

 А без труда машиниста крана Зои Дмитриевны Павловой, мастера одной из ответственных профессий промышленного предприятия, это сделать просто невозможно.

В сборочном цехе каждый знает эту миловидную, спокойную женщину. Каждое утро, внимательно выслушав  задание начальника смены или мастера, Зоя Дмитриевна  поднимается под своды цеха на высоту двенадцати метров. Только на короткие минуты отдыха за смену спускается она из кабины крана, а когда идёт сдача продукции, отдаёт себя управлению мощным двадцатитонным краном без перерыва,. Может, и устаёт от постоянного  напряжения, но никто и никогда не слышал раздражительных её ноток – просто она знает, что точность в её работе превыше всего.

«Зоя Дмитриевна у нас человек золотой, ответственный, – говорит о ней мастер  машинистов мостовых кранов Нина Григорьевна Паршина, тоже проработавшая на заводе не один десяток лет. – Ни разу не подводила. Если надо – будет работать столько, сколько нужно».

 Эту оценку поддерживает и  начальник сборочного цеха Алексей Геннадьевич Морозов: «Зоя Дмитриевна всё делает спокойно и основательно, без лишних слов. На неё можно положиться, не подведёт!».

Как же так случилось, что больше сорока лет работает на одном заводе?  А ответ  нашёлся самый простой…

Ещё маленьким ребёнком молодые родители Зои приехали из города Смоленска в 1953 году в город Энгельс в поисках  лучшей жизни. Отец,  Дмитрий Фёдорович Зайцев, устроился работать поваром в ресторан «Волга», а затем перешёл в  производственное объединение «Химволокно». Мать, Анастасия Павловна, была домохозяйкой, занимаясь воспитанием троих детей.  Жила семья в посёлке Дачном, дети учились в железнодорожной школе № 24. 

Зоя в то время мечтала стать медиком, но отец настоял на продолжении учёбы в вечерней школе и в профтехучилище № 40, где  готовили  работников для самого крупного в те годы предприятия города  - объединения «Химволокно».

Так девушка Зоя стала перемотчицей капронового волокна и даже два года проработала по этой специальности, но душа просила иного. 

За выбор нового жизненного пути она до сих пор благодарна своей подруге, пригласившей посмотреть, как ей работается на заводе Транспортного машиностроения (так назывался в 1973 году ОАО «Трансмаш»). Пришла Зоя,  посмотрела и ей там понравилось. Вскоре её взяли ученицей машиниста крана. А  через  три года она уже работала по самому высокому  четвёртому разряду.  Эта профессия захватила её сразу – чувствовала себя хозяйкой, «королевой» она видела с крана всех и всё. И, несмотря на копоть и гарь в цехе от электросварки и стука молотов, она представляла себя ни больше ни меньше, а причастной к созданию новой техники для железных дорог.

Но судьба повернулась так, что по семейным обстоятельствам и здоровью пришлось перейти работать на склад в том же родном сборочном цехе. Много перемен за это время случилось на предприятии, и всегда Зоя Дмитриевна всей душой болела за дела завода. А как только производство заработало в полную силу,  стали искать специалистов, ей предложили снова занять самое высокое рабочее место – её любимый кран.  «Я не ожидала, что руки не забыли штурвал крана.  Вернулась и  вздохнула полной грудью, что наконец-то  избавилась от бумажной работы»,  вспоминает  она.

- Зоя Дмитриевна, какими же качествами, по-Вашему, должен обладать крановщик?

- Человек нашей профессии не должен бояться высоты, ему  нельзя нервничать, ведь одно резкое движение может привести к аварии. Кран необходимо чувствовать, как живого человека. Необходимы  также, на мой взгляд, ответственность и внимательность, чтобы никого не покалечить, не придавить грузом, который перемещаешь.

- Мужчины говорят, что женщины лучше управляют краном, так как лучше чувствуют технику и более ответственно относятся к своей работе. Вы с этим согласны?

- Мне кажется, что эта работа тяжёлая и больше подходит мужчинам. Но, может быть, они и правы, что женщины лучше справляются с этим делом.

- Хотелось ли уйти из этой профессии?

- Рано или поздно придётся уйти с любимой работы, но я выбрала эту профессию и до сих пор в ней нахожу что-то невыразимое, если хотите, чувство полёта. Мне так нравится управлять большой техникой! Другого делать не умею.

Дальше пошёл разговор о личной жизни. И здесь у Зои Дмитриевны  полный порядок. С мужем,  Геннадием, познакомились в городском парке  и прожили вместе душа в душу  45 лет. Он работал на железной дороге, так что понимал и поддерживал Зою Дмитриевну во всём.  Совсем недавно его не стало… Остались только добрые  воспоминания о взаимной поддержке, о работе и отдыхе на даче, о  совместной рыбалке и вылазках в лес за грибами.

 А ещё Зоя Дмитриевна ощущает  поддержку своих детей, а их у неё трое.  Дочь Людмила  живёт и работает в Москве, сын Андрей работает водителем, а сын Олег – строитель. Дети подарили ей внучку и двух внуков. Так что скучать не приходится.

За свой добросовестный  и плодотворный труд Зоя Дмитриевна была неоднократно награждена Почётными грамотами, её портрет был на заводской Доске почёта, она ветеран труда завода. На таких работниках, на их добросовестности и отношения к любимой работе и держится производство.