azarovМногие сотрудники ЗАО «Тролза» большую часть своей жизни посвятили родному  энгельсскому предприятию. А молодые кадры, приходя сюда на работу,  с годами остаются верными своему коллективу  и становятся профессионалами высокого класса. Такие люди - ценные работники. Алексей Николаевич Азаров, слесарь механосборочных работ, – один из них.  Человек ответственный, испытывающий беспокойство за результат своего труда и гордость за свою профессию машиностроителя.

Прошлое...

На предприятии Алексей Азаров трудится около четырех лет и отлично знает, что завод имеет более чем вековую историю и в этом году отметит юбилейную дату - 150 лет.  Возраст даже для предприятия немалый!  Свою жизнь завод начал в 1868 году на левом берегу Десны, в селе Радица, Брянского уезда. Предприятие возникло на пике промыш- ленного подъема, когда страна остро нуждалась в продукции металлургического и машиностроительного производства. Как раз в эти годы активно велось строительство железных дорог и паровозов... В августе 1941 года, в начале Великой Отечественной войны, завод был эвакуирован из Брянска в город Энгельс…  В 1946 году завод вернулся к выпуску довоенной продукции – железнодорожной техники. 

Новый этап начался на заводе в 1950 году, тогда все производство перепрофилируется под строительство троллейбусов, и 1 мая 1951 года на дороги Энгельса вышел первый  троллейбус, первый электрический общественный транспорт, который вскоре появился и в других городах нашей страны. К тому же 50 лет назад начался и экспорт троллейбусов "Тролза". В декабре 1967 года была осуществлена первая поставка в Венгрию троллейбусов ЗиУ, собранных на заводе им. Урицкого (прошлое название предприятия). И конечно же новый участник дорожного движения  и у нас, и за границей произвел настоящий фурор.

Спустя полвека, когда появились на дорогах маршрутки, да и машина перестала быть элементом роскоши, все равно многие отдают предпочтение электротранспорту.  Любой современный город  трудно представить себе без троллейбусов, самого экологически чистого вида общественного транспорта.  С самого утра начинают они курсировать по энгельсским улицам, доставляя жителей из одного конца города в другой. «Бывает, я оставляю личный транспорт, чтобы проехать на троллейбусе», - признается Алексей Николаевич.

Сила коллективного труда

Весь процесс создания троллейбуса разделен на несколько этапов. Сначала собирают кузов будущего троллейбуса и окрашивают его, затем устанавливают рулевое управление и мосты.  В сборочном производстве добавляют необходимую «начинку», монтируют электрооборудование и салон.  На следующем этапе сборки специалисты устанавливают комплект тягового электрооборудования.

В прошлом году на предприятии произвели около 300 единиц электрического общественного транспорта.  И каждый из них прошел через руки Алексея Азарова. Его зона ответственности – установка фальшбортов, технологических дорожек и вентиляционных люков на крыше кузова.  Каждая его операция по сборке требует особой внимательности, но  с годами он отточил этот навык до идеального, качественно и в срок выполняя свою работу. Да и в целом Алексей по жизни с техникой был на «ты». Родился он в Краснокутском районе Саратовской области, после школы  работал механизатором на сельхоз- предприятии, где не только водил транспорт, но и по необходимости ремонтировал. Пять лет назад он вместе с семьей переехал жить в Энгельс, где работу нашел быстро.  Молодого специалиста приняли на ЗАО «Тролза».

Алексей Николаевич  с благодарностью вспоминает, как в первые месяцы работы ему помогали товарищи по цеху. Спустя время его желание повышать свой профессиональный уровень и ответственно относиться к работе заметили на предприятии. Сегодня он сам является уже наставником для молодых кадров. За трудовые успехи  и в честь Дня машиностроителя в 2017 году Алексей Азаров в числе других сотрудников был награжден почетной грамотой ЗАО «Тролза», но больше всего он ценит то, что нужен предприятию, коллегам, коллективу, где на него рассчитывают и уважают. «С самого начала он показал себя как хороший технический специалист. К тому же он освоил смежные профессии и больше половины арматурных операций может выполнять самостоятельно.  А для производства это важно. Ведь машина сложная, есть свои особенности при сборке, при этом каждый сотрудник отвечает за качество выполненной работы», -  добавляет начальник сборочного производства Евгений Владимирович Некрасов.

В таком сплоченном коллективе, где  как в известном фильме «один за всех и все за одного»,  трудятся около 1000 человек. С каждым годом ЗАО «Тролза» привлекает все больше молодых специалистов. Новым работникам завод предлагает не только стабильную работу и достойную оплату труда, но и социальные льготы. На примере одного этого завода мы убеждаемся, что сегодня хорошие кадры нужны любому производству. И то, что престиж рабочих профессий повышается,  Алексей Азаров своим двум сыновьям показывает собственным примером.  Неоднократно на предприятии для детей сотрудников и для школьников проводили экскурсии по производству, ребятам показывали, как создаются машины, и, возможно, кто-то из них уже определился с выбором будущей профессии.

Настоящее

  Сегодня ЗАО «Тролза» по масштабам производства не имеет себе равных.  Это крупнейший в мире поставщик троллейбусов. По улицам 89 городов России курсируют троллейбусы, изготовленные на «Тролзе». В Колумбии, Аргентине, Болгарии, Греции, Сербии, Венгрии, Узбекистане хорошо знают этих «рогатых» перевозчиков.  А в преддверии мирового чемпионата по футболу более 200 энгельсских троллейбусов было поставлено в Санкт-Петербург, причем новой модификации, разработанной на предприятии. Так называемый электробус снабжен динамической подзарядкой, которая позволяет машине свободно, без силовой сети передвигаться на расстояние до 20 километров.

Сборка одного троллейбуса от начала до конца занимает 5 дней, а после проведённых испытаний  удобный и элегантный троллейбус, транспорт чистого города, отправится заказчику для своего долгого пути.  И, как признался сам Алексей Азаров, каждый раз, когда новенький троллейбус выезжает за ворота завода, он испытывает чувство гордости за свой труд.

По материалам газеты "Наше слово - газета для всех и каждого"