Согласно положениям Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее по тексту- ФАП) в случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.


Информация о задержке или отмене рейса, а также о причинах доводится до пассажиров перевозчиком или организацией, осуществляющей аэропортовую деятельность, непосредственно в аэропорту в визуальной и/или акустической форме (пункт 92 ФАП).
В случае задержки или отмены рейса из-за неблагоприятных погодных условий, по техническим и другим причинам или изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие бесплатные услуги:
- предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
- 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более 2 часов;
- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более 2 часов;
- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более 4 часов и далее каждые 6 часов - в дневное время и каждые 8 часов - в ночное время;
- размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более 8 часов;
- в дневное время и более 6 часов - в ночное время;
- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно;
- организация хранения багажа.
Что касается ответственности перевозчика, то по общему правилу, установленным п. 1 ст. 795 ГК РФ, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
При этом бремя доказывания существования указанных выше обстоятельств - прямая обязанность перевозчика, которая не может быть переложена на пассажира.
Необходимо отметить, что в п. 2 ст. 795 ГК РФ закреплено правило, согласно которому в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.
В целях досудебного взыскания штрафа, предусмотренного ст. 120 Воздушного кодекса РФ, пассажиром перевозчику в аэропорту пункта отправления или назначения по усмотрению заявителя предъявляется претензия. Причем при внутренних воздушных перевозках претензии могут быть предъявлены в течение шести месяцев.
Также в законодательстве предусмотрен судебный порядок взыскания штрафа с перевозчика, но воспользоваться им можно только после реализации досудебного порядка урегулирования конфликта. При этом иск к перевозчику предъявляется в суд по месту нахождения перевозчика.

По информации Саратовской транспортной прокуратуры

Добавить комментарий