Родился в бедной крестьянской семье потомков немецких колонис¬тов, прибывших в конце XVIII в. из Саксонии в колонию Голый Карамыш, ныне г. Красноармейск Саратовской области.

После рождения сына семья переехала в с. Нижняя Банновка, затем в Ровное. Волга, ее просторы потрясли воображение будущего художника, и он на всю жизнь стал ее певцом. С учебой не все ладилось, в 1884 г. была закрыта церковно-приходская школа из-за эпидемии холеры. Стал помогать отцу - приказчику хлебной биржи, по воскресным дням рисовал, занимался самообразованием, познавал искусство художника по книгам. После краткосрочной службы в армии (в Камышине) принял на свои плечи разорившуюся семью. В это же время по настоянию отца же¬нился. Материальные проблемы удвоились. В 1891 г. без средств к существованию отправился в Саратовский художественный музей, где стал копиистом. Заработок позволил содержать родных и самому заняться живописью. В Энгельсском музее хранится пейзаж 1894 г. "Восход солнца". Обратился художник и к портрету - в 1895 г. написал своего годовалого первенца Филиппа. Встреча в Радищевском музее с В. Коноваловым и В. Борисовым-Мусатовым укрепила желание учиться. По приглашению К. Коровина, он уезжает в Москву в мастерскую художника. Но семейные обстоятельства не позволили ему выехать в Париж с учителем. Во многом определила его судьбу встреча с художником-передвижником К. Савицким, который открыл в 1898 г. Пензенское художественное училище. Окончив училище Я. Вебер в 1902 г. стал студентом живописного факультета Академии художеств. За свои работы он неоднократно удостаивался премии им. Куинджи, получил крестьянскую стипендию.

Работал много и плодотворно, на нем лежало обеспечение детей от первого брака и своей новой семьи. В 1903 - 1906 гг. написал большие полотна: "Зимняя ночь", "У водопоя" ("Коровушки"), "Вьюга", ранней весной 1906 г. пишет "Половодье на Волге". Все работы также получи¬ли признание. Неудачный выбор учителя задержал окончание Вебером академии. В 1907- 1909 гг. он оканчивает педагогические курсы при академии, и в тот же год академический совет присудил ему диплом художника живописи. Я. Вебер организовал в Петербурге частную школу рисунка и живописи, создал общину художников, на "четвергах" они выставляли произведения на продажу, на вырученные средства направляли свои картины за границу. В Лондоне, к примеру, продан пейзаж Я, Вебера "Дубняк", в Голландии - "Начало зимы на Волге». Лето художник проводил на питавшей-его творчество Волге в селе Щербаковка (Мюльберг), где купил большой дом, ставший школой и для его учеников. 1914 год ему, как и всем немцам, принес невыносимые страдания, к тому же пропали картины, которые он передал для издания к 150-летию заселения поволжских земель колонистами.
Школа его была закрыта. Революцию 1917 г. встретил с одобрением. Работал в Трудовой коммуне для беспризорных детей, в период голода и бандитизма полностью поддерживал новую власть, но к счастью остался жив. Стал в 1930 г. заслуженным художником Немреспублики, вел в г. Энгельсе изостудию. Саратовские художники,
ученики из г. Энгельса приезжали к нему на практику. Участвовал во всех художественных выставках, проходивших в Центральном музее республики, где (в современном музее) по сей день хранятся его картины.
При музее в ноябре 1927 г. была открыта первая художественная выставка. Среди художников Г. Дингес выделил самую колоритную фигуру- пейзажиста Я. Вебера "Рассветы и закаты, зимнее оцепенение природы, могучие разливы рек - составили содержание его многочисленных работ" (Арбитман Э.Н. "Я. Вебер. Каталог к 125-летию со дня рождения. Живопись". - Саратов: 1995 г., с. 5). После первой выставки подарил музею 10 живописных работ, положивших начало орга-низации художественного отдела.
Вторая выставка состоялась в январе 1929 г. После постановления ВЦИК "О музейном строительстве в СССР" республиканская газета откликнулась разгромной статьей, осуждая "правые направления в искусствe". Произведения Я. Вебера объявлялись "идеологически враждебными, т.к. отражали тихий уют мещанской идиллии и были полны индивидуализма" ("Трудовая правда", № 12 от 29 января 1929 г.). П. Pay пытался защитить художника: "К искусству неприменимо требование социально-бытового обслуживания", но в ответ и сам был обвинен "в правом уклоне в искусстве", "в разрыве с общественной средой", в том, что "оба дышат старой эпохой и проповедуют упадни¬ческие настроения".
В июне 1935 г. Наркомпрос АССР НП создал комиссию в составе директора музея Миллера, художников Вебера и Свириденко, которые посмотрели около 90 представленных работ. Особо была отмечена картина Я. Вебера "Портрет Палласа". Был утвержден эскиз работы «Варка арбузного меда".
В 1936 г. Я. Вебер выставил в Радищевском музее работу "Восход солнца», принятую с восторгом как художниками, так и публикой. Писал картины и на заказ. Последняя из них - "Варка арбузного меда» - была выставлена на выставке в 1937 г. Казалось ничего не предвещало бури.
7-9 июля Я.Вебер был вызван в командировку в Энгельс руководителями изостудии. А затем последовал необоснованный арест учителя, защитника простых людей. В свои 67 лет он был осужден на 5 лет ссылки в Казахстан, куда, по иронии судьбы, в 1941 году отправлен был и весь его народ – поволжские немцы.
20 февраля 1958 года замечательный пейзажист ушел из жизни. Похоронен в г. Цивильске (Поволжье), куда семья после реабилитации художника переехала из Кзыл-Су Кокчетавского района Казахстана.

(по материалам статей заслуженного работника культуры РФ, члена Союза журналистов России Е.М.Ериной, опубликованных во 2 и 4 томах книги «Под Покровом Богородицы».)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить